Отношение церкви к кремации православных людей: разрешается ли это

Кремация – процесс сожжения тела почившего человека на костре или в печи. Практикуется с древних времен. Осуждается, но не запрещается православной религией. Многие верующие полагают, что кремация и православие несовместимы. Поговорим о том, можно ли кремировать православного человека, грешно ли это, более подробно.

Печь в крематории фото

История ритуала кремации

Впервые идея о кремации, как об одном из способов захоронения тела, избавления от него, после смерти, возникла у людей, живших еще в среднем палеолите (за 300-30 тыс. лет до современного нам мира). Случаи сожжения изначально, очевидно, были редкостью, но уже в железном веке (1200 г. до н.э.- 340 г. н.э.) людей кремируют едва ли не повсеместно. Ритуал этот даже превалирует над трупоположением:

  • Кремацию практиковали жители древней Индии (тело Будды было сожжено, прах помещен в ступы и разослан по разным уголкам страны).
  • Тела мертвых сжигали жители Древней Греции (они верили, что огонь даст человеку очиститься и жить дальше в загробном мире).
  • Традицию зажжения погребального костра от эллинов переняли римляне (прах они хранили в колумбарии).
  • Упоминание о кремации содержится в Ветхом Завете, но практиковалась она язычниками.

В наше время кремация также распространена, как и ранее. Но если греки и римляне чаще всего сжигали тела на кострах, то сейчас умерших помещают в специальную печь, отвозят в крематорий (исключение – жители Индии).

В Западной Европе кремацию практиковали вплоть до распространения христианства. В 785 г. Карл Великий запретил обряд сожжения тел, как противоречащий христианским нормам морали. Нарушившим запрет людям грозила смертная казнь, потому кремация вновь уступила место трупоположению, которое повсеместно практиковалось вплоть до середины XVIII в.

Тело помещают в печь фото

В 1869 г. во Флоренции собрались светила медицины со всего мира, чтобы принять резолюцию, призывающую к возобновлению практики кремации. Это было необходимо сделать для сохранения здоровья людей. Разлагающиеся тела являются источниками заразы. Высокая смертность привела к увеличению количества кладбищ. Они располагались в непосредственной близости от жилых строений. Спустя несколько лет была изобретена первая кремационная печь, англичане создали Ассоциацию крематоров, в Англии и Германии были построены первые крематории, в том числе и для сожжения животных.

Но христиане, и прежде всего, православные, к существованию печей для сжигания тел и к самому этому процессу относятся во многом негативно и настороженно. Православная религия выступает против кремации крещеных людей.

Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь

Представители большинства христианских конфессий стараются не критиковать обряд кремации и не запрещать проведение его верующими. Но католические и православные священники рекомендуют родственникам воздержаться от сжигания тела покойного, если в этом нет необходимости (покойный умер при странных обстоятельствах, возможно, его тело является источником заразы).

Трупоположение является более человечным способом захоронения. Упомянутых в Библии святых и простых людей хоронили в земле, а не сжигали (если бы тело Лазаря было сожжено, он едва ли мог воскреснуть). Захоронение покойника посредством перемещения его в могилу, вырытую в земле, представляется гуманным по отношению к его родным. Вопрос о том, как церковь относится к кремации, крайне спорный.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Архиерейским собором Русской православной церкви было постановлено, что кремация не может быть способом погребения православного.

Но церковь допускает, что в случае, когда тело было сожжено не по зависящим от родных усопшего обстоятельствам, покойный может рассчитывать на все причитающиеся случаю ритуалы (причащение, исповедь, отпевание).

Кремировать покойных запрещается мусульманам, иудеям, грекам, крещенным в рамках греческой православной церкви.

Гроб в крематории фото

Заседание синода Русской православной церкви по вопросам кремации

В мае 2005 г. состоялось заседание синода Русской православной церкви, посвященное вопросам кремации. Собравшиеся обсудили допустимость этого ритуала, как одной из форм погребения православного человека, поставив под сомнение его правильность с точки зрения христианских традиций.

По итогам обсуждения был принят специальный документ (меморандум) — «О христианском погребении усопших», которым могут руководствоваться все православные при выборе наиболее приемлемого для них способа погребения.

Суть документа «О христианском погребении усопших»

Погребение тела скончавшегося человека, так, как это принять с ранних времен существования Церкви, является одной из важнейших сторон ее бытия. Отталкиваясь от этого, Синод посредством меморандума «О христианском погребении усопших» провозглашает следующее:

  • тело христианина является храмом Божьим, отсюда и особое к нему отношение;
  • обычай хоронить христианина в земле связан с верой в воскрешение мертвых в их телесной (физической) оболочке, ему уже не одна тысяча лет:
  • Богу по силам вернуть к жизни всех людей, не зависимо от того сохранилось тело или нет (церковь не видит ничего плохого в кремации, но призывает верующих соблюдать устоявшиеся веками традиции);
  • кремация не считается желательной процедурой, она не одобряется, но допустима в ряде случаев (иной способ захоронения запрещен законом страны, где проживал покойный, тело невозможно перевезти на родину);
  • священнослужители обязаны рассказывать родственникам усопшего об отрицательном отношении православной религии к сожжению тела;
  • прах после кремации должен быть захоронен в земле;
  • Церковь не оставляет без молитв ни одного христианина, потому за людей, чьи тела были кремированы, священники молятся так же, как и за тех, чье тело не было обнаружено из-за наводнения, землетрясения, иной катастрофы.

Если отпевание невозможно совершить над телом покойного, оно может быть проведено заочно. Случаи такового обговариваются в меморандуме. Церковь призывает родственников покойного принять участие в совместной молитве в храме, если тело было преданно сожжению, иногда такая совместная молитва является первым опытом общения с Богом для человека.

Несмотря на отрицательное отношение церкви к кремации, Церковь признает этот обряд, как необходимый, в ряде случаев. Если покойный был кремирован, расстраиваться по поводу невозможности проведения обрядом над его телом или чтения заупокойных молитв не стоит. Христиан, чтивший православные традиции, может быть отпет, все приличествующие случаю молитвы можно прочесть.

Причины распространения кремации на русской земле

Первый крематорий в России появился до Революции. Власти Владивостока сжигали в нем тела убитых во время войны японцев, а также тех из них, кто проживал в городе на постоянной основе. В современном российском обществе традиция сожжения тела после смерти распространена достаточно широко, в особенности в больших городах. Причин для этого несколько:

  • нехватка места (урбанизация имеет свои отрицательные стороны, они касаются не только живых, но и мертвых, на кладбищах просто не хватает места, чтобы похоронить всех, как подобает);
  • родственники не могут ухаживать за могилой, проживают далеко, а то и вовсе в другой стране (приходится выбирать между кремацией или погребением);
  • похороны дорого стоят (фактически место для могилы предоставляется бесплатно, но это не всегда так, гроб и другие атрибуты погребения стоят немало, кремация дешевле);
  • люди забывают традиции (все больше современных жителей городов не соблюдают православных традиций, не знают их).
В России вопрос с захоронением тела в земле стоит менее остро, чем в перенаселенных европейских странах. Во Франции и в США к процедуре кремации и христианство (в форме католицизма и протестантизма) относится положительно. Кремировать тело в 5-10 раз дешевле, чем захоронить.
Траурный зал фото
Траурный зал

Как религия относится к отпеванию перед кремацией

Однозначного ответа на вопрос об отношении Церкви к отпеванию перед кремацией не существует. Официально священнослужители не одобряют такое решение, но запретить родственникам, решившим, что после отпевания можно и кремировать тело, сделать это никто не может. Огромную роль играет человеческий фактор. Все зависит от конкретного священнослужителя. Иногда в церкви отпевать отказываются, но священники действуют и при крематориях. Если приходской священнослужитель отказался проводить отпевание, скандалить не следует, церковь – не место для брани. Нужно обратиться к другому духовному лицу или настоять на своем, объяснив, что кремация в православии не запрещена, но сделав это вежливо.

Душа после кремации: вечный ад или способ очищения

На положение души кремация не влияет. Если человек вел праведный образ жизни, не грешил или раскаялся в грехах, у него есть такая же возможность попасть в Рай, как и у покойного, нашедшего последний приют в земле.

Урна с прахом фото

Душа покидает землю и расстается с телом окончательно на 3 день после смерти. Умершему уже не важно, что будет с его физической оболочкой. Его ожидает Царствие Небесное, с земными делами должны разбираться живые. Трупоположение – это древняя традиция, соблюдение которой придает уверенности в том, что ничего не заканчивается, родственникам покойного, но не ему самому. Процедура кремации и православная церковь вступают в бесконечный спор.

Огонь не очистит грешную душу, планируя совершить кремацию именно с этой целью, следует понимать, что христиане не воспринимают пламя, как способ освобождения от греха. Если покойный был большим грешником, то единственный способ заслужить прощение – это совершить покаяние в момент исповеди. Если человек скончался без покаяния и родные опасаются за участь его бессмертной души, то им следует неустанно молиться, ходить в церковь, ставить свечи за упокой.

Последствия для живых после кремации мертвых

На живых родственниках кремация покойного никак не отражается, поэтому беспокоиться о том, что скончавшийся будет кремирован во исполнение его последней воли и идти, из-за этого беспокойства, против таковой, нельзя.

Если сомнения все же не оставляют, православные священники рекомендуют обратиться в храм, совершить общую молитву с близкими и друзьями почившего, исповедаться, поговорить с батюшкой по этому поводу. Взгляд со стороны полезен.

Кремировать или хоронить?

Выбирать быть захороненным в земле или кремированным должен сам покойный или его родственники, если последняя воля не была озвучена. Православный человек преимущественно выбирает первый вариант. Он позволяет всем желающим проводить человека в последний путь, соблюдая старинные обычаи и традиции (похоронная процессия, возложение на могилу венков, особым образом завязывание несущих гроб людей, поминки, визиты на кладбище в день поминовения).

Если захоронение противоречит законам страны или невозможно по причине отсутствия у родных средств для проведения похорон, то усугублять и без того непростую ситуацию не следует. Кремация в православной религии не рассматривается как повод отлучения от Церкви. Говорить плохо, осуждать человека, кремировавшего родственника, нельзя.

Она может допускаться, стать единственным выходом, который Церковь не осудит. Покойному все равно, душа теряет связь с телом. После Страшного Суда Бог воскресит всех достойных, в том числе и тех, чьи тела были сожжены. На этом настаивают многие видные представители РПЦ. Но единого правильного решения все же нет. Разрешить кремацию церковь не согласна, но не разрешать не может.

Колумбарий фото
Колумбарий

Описание известных крематориев в истории и их особенности

Кремация, осуществляющаяся в специальной печи, проводится за счет подачи в нее раскаленного газа. Устройство работает в автоматическом режиме. Тело сжигают, а полученный прах упаковывают в специальные урны. Их передают родственникам.

Самым известным крематорием, действующим на территории России, был крематорий «Донской». Это было первое такое учреждение в СССР. Его открыли в 1927 г. и с этого времени начали активно продвигать среди населения идею о необходимости сожжения трупов. Колумбарии с урнами размещались в помещении и под открытым небом.

В Донском крематории сожгли тела Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, Кирова. Он упоминается в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Второй крематорий был открыт в Ленинграде в годы ВОВ. Тела умерших от голода и ран невозможно было захоронить из-за отсутствия места, рабочей силы, родственников. Благодаря им эпидемиологическую обстановку в городе удалось значительно улучшить, покойников перестали хоронить в братских могилах, что лишало родных хоть какой-то надежды на получение сведений о судьбе почившего.

Наибольшее число крематориев находилось на территории, подконтрольной нацистской Германии. Эти учреждения стали неотъемлемой частью контрационных лагерей.

Захоронение праха на кладбище, как происходит процесс

Урну с прахом вручают родственникам в специальном траурном зале под траурную музыку. На церемонии могут присутствовать все желающие. После получения праха, родные могут воспользоваться колумбарием для его хранения или похоронить пепел в земле, организовав могилу с надгробием так, как это принято во время традиционных похорон. Избавиться от праха можно посредством развеивания.

Процесс захоронения урны ничем не отличается от захоронения тела. Обычно на кладбище под емкость с прахом выделяют столько же места, сколько и под тело. При желании можно поместить урну в обычный гроб и так захоронить. Но подобным образом поступают не часто, хоть это и не запрещено.

Захоронение урны
Процесс захоронения урны

В похоронных традициях многих стран мира практикуется кремация. Это один из способов избавления от трупа. Но православная религия выступает против сожжения тела, являющегося согласно христианским верованиям, сосудом Божьим. Священники осуждают, но не запрещают обряд кремации, но вопрос о том, как поступить следует с телом христианина остается очень спорным. С одной стороны урну с прахом удобно хранить (стоимость процедуры на порядок ниже обычных похорон). А с другой, сожжение тела не является традиционным, из-за чего возникают споры, по поводу того, кремирование – это грех в православии или нет, как в церкви относятся к кремации умершего человека, не осудят ли знакомые (общественное мнение часто против проведения этой процедуры).

Комментарии 1

  • Периодически, начиная с определенного возраста я интересовалась этим вопросом, читала статьи отдельных священников, — у них не было единого мнения. Хорошо, что есть официальные рекомендации нашей Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector